Тайцзи-Минск
-

Церемония БАЙШИ в подробностях

Ритуал поклонения личных учеников
Мастеру Виктору Сяо
30 апреля 2011 года

подчеркивание

Данная статья публикуется с сокращениями. С полной версией статьи, содержащей также все фотографии в оригинальном размере, можно ознакомиться на сайте московской Студии Тайцзи Виктора Сяо: ссылка на полную статью.

В апреле 2011 года группа из 26 учеников из России, Беларуси и Молдавии приехала в Китай на очередной семинар Виктора Сяо и стала свидетелем и участником торжественной традиционной китайской церемонии, называемой «байши». Впервые столь большое количество русскоязычных учеников удостоилось чести вместе с китайскими собратьями стать личными учениками Мастера в полном соответствии с китайской традицией.

«Байши», в прямом переводе, это «Поклонение Учителю». Во время церемонии адепт обращается к Учителю с официальной просьбой принять его в личные ученики и получает согласие со стороны Учителя. Отношения Ученик-Учитель закрепляются ритуальным обетом, в котором принимают участие старшее поколение учителя, его братья по школе и старшие ученики. Ученика принимают в семью, и он записывается в ее родословную, передающую свое мастерство и искусство из поколения в поколение. Этим обеспечивается чистота передачи живых соков традиции.

Учитель Виктор Сяо является признанным наследником Школы Ян в седьмом поколении и ветви Ван Юнцюаня в четвертом поколении. Церемония Байши проводилась в рамках тайцзи-цюаня стиля семьи Ян, передающегося по ветви Ученика Ян Чэнфу – Ван Юнцюаня; она проходила в Пекине, в очень традиционном стиле, и называлась «Ритуал поклонения Мастеру Виктору Сяо», или иными словами – «Прием Мастером Виктором Сяо личных учеников».

Каждый традиционно признанный мастер тайцзи-цюаня с одобрения своего учителя или старшего поколения имеет право набирать себе личных учеников, но не каждый готов взять на себя такие нелегкие обязанности и ответственность. Виктора Сяо на набор учеников уговорили Ван Чжунмин, его дед по школе, председатель Общества, сын Ван Юнцюаня, и Чжу Чуньсюань, дядя по школе, сын Чжу Хуайюаня, остальные мастера школы одобрили их призыв. Виктор Сяо принял решение сделать первый набор из учеников из разных стран, из тех, которые продемонстрировали серьезное отношение к обучению тайцзи-цюаню, особое уважение к учителю и предмету, искренность, целеустремленность, упорство, смекалку и хороший характер. Проведение ритуала символизировало также развитие и выход тайцзи-цюаня стиля Ян ветви Ван Юнцюаня на новый международный уровень.


Приобщение к традиции

В течение недели, предшествующей ритуалу байши, Мастер Виктор Сяо, кандидаты в ученики и остальные участники группы посещали могилы предков ветви Ван. На могиле основателя Ветви Ван Юнцюаня мы вместе с его сыном Ван Чжунмином выразили почтение поклонами. Затем в сопровождении Чжу Чуньсюаня поклонились могиле его отца Чжу Хуайюаня, ученика Ван Юнцюаня. И после этого, в сопровождении Чжан Гоцзяня (старшего ученика Ши Мина) вся группа поклонилась могиле Ши Мина, ученика Чжу Хуайюаня. Все участники этих мероприятий почувствовали торжественность происходящего, были овеяны духом предков и прониклись чувством соприкосновения с чем-то невыразимым. Это была предтеча ритуала, ее продолжили встречи, контакты и беседы с Ван Чжунмином, Чжу Чуньсюанем, Чжан Гоцзянем, перемежающиеся с нашими занятиями на семинаре Виктора Сяо. Все это вместе по-китайски называется «приобщением к традиции». И это действительно создало особый настрой, естественно подготовивший почву для ритуала байши, запечатлевшегося не только в душе личных учеников, но в памяти всех, кто на нем присутствовал.


Приготовления к ритуалу

Ритуал поклонения мастеру Виктору Сяо проводился в Пекине, в зале большого здания «Дом науки и техники», торжественно и строго украшенном по случаю байши. В последнее время церемония байши в Китае стала упрощаться – проводиться мастером в его доме или в стенах школы, или в забронированном ресторане, вдали от любопытных глаз. Или наоборот, стала вульгаризироваться и носить шикарный рыночный характер. Но 30 апреля 2011 года на ритуале поклонения мастеру Виктору Сяо всё было иначе. Ван Чжунмин настоял на том, чтобы ритуал был проведен по всем правилам традиции и стал образцом для всех, кто начал пренебрегать серьезным характером таких мероприятий.

Перед входом в зал на устланных скатертями столах лежали большие книги из плотной красной глянцевой бумаги, куда каждый из присутствующих на ритуале вносил свое имя. В ритуале принимали участие представители официальных организаций, представители старшего поколения ветви, руководство «Общества по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня», друзья школы тайцзи-цюаня стиля Ян и гости из разных стран – всего более ста гостей. Этот ритуал также явился публичным объявлением об окончательном сплочении ветви Ван Юнцюаня Школы стиля Ян.

В полном объеме ритуал занял около двух часов и следовал приведенному ниже сценарию.


РИТУАЛ ПОКЛОНЕНИЯ ЛИЧНЫХ УЧЕНИКОВ МАСТЕРУ ВИКТОРУ СЯО

I. Краткое вступление Ван Чжунмина

II. Вступительное слово Виктора Сяо. Представление гостей

III. Выступления гостей:

IV. Официальное открытие Ритуала

V. Мастер Ван Чжунмин кланяется портретам предков

VI. Добавление портретов Мастера Чжу Хуайюаня, Мастера Ши Мина и учеников Ван Юнцюаня обоих наборов

VII. Личные ученики представляют себя присутствующим гостям

VIII. Выступление Татьяны Ивановой

IX. Слова благодарности Виктора Сяо

X. Оказание почтения семье Ян и предкам ветви Ван Юнцюаня; Ритуал воскурения благовоний

XI. Ритуал поклонения личных учеников

XII. Завершение ритуала

XIII. Фотографии разных групп



Ведущий – Ван Чжунмин:

Просим всех гостей занять свои места. Наше собрание начинается. Собрание посвящено приему личных учеников Виктором Сяо, Мастером по линии Ван Юнцюаня тайцзи-цюаня стиля Ян.

Ван Чжунмин и Виктор Сяо

Сейчас Виктор Сяо представит нам пришедших гостей, своих соучеников и друзей по школе.


Виктор Сяо:

Здравствуйте! Большое спасибо за то, что Вы сегодня здесь, на очень важном событии в моей жизни – на моём первом наборе личных учеников. Оно также является очень торжественным мероприятием в ветви Ван Юнцюаня. У меня, к сожалению, не будет возможности представить каждого гостя в отдельности – их слишком много. Я могу лишь представить гостей, сидящих в первом ряду, присутствующих мастеров старого поколения, которые играют ключевую роль в нашем сегодняшнем ритуале, и новое руководство Общества по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня.

В первую очередь я представлю нашего сегодняшнего ведущего, моего деда по школе, сына Ван Юнцюаня – Мастера Ван Чжунмина. Рядом с ним ещё один мой дед по школе, ученик Ван Юнцюаня, учитель Лю Цзиньинь. Сын моего деда по школе, Чжу Хуайюаня - Мастер Чжу Чуньсюань. Один из самых крепких и сильных учеников Чжу Хуайюаня, мой дядя по школе, Чжан Минсинь.

Тут же мои дяди по школе, ученики Чжу Хуайюаня: Мастер Ху Лицюнь и Мастер Чень Яотин.

Дальше личный ученик первого набора Ши Мина, мой старший брат по школе, Мастер из Бамбукового парка Чжан Гоцзянь. Это наш почетный гость Мастер Юй Чжицзюнь. Мастер Юй – мой учитель по тайцзи-копью, он бескорыстно учил меня ему целый год. Я у него многому научился.

Своим присутствием нам оказал честь высокопоставленный гость Мастер У Бинь, директор созданного им Пекинского Исследовательского Института Ушу, постоянный заместитель председателя Ассоциации Ушу города Пекина.

В первом наборе учеников Ван Юнцюаня было пять мастеров, среди них был Мастер Гао Чжанькуй – его ученик Мастер Чень Тяньлян тоже присутствует на нашем ритуале.

Возможно не все знают, что Мастер У Бинь в свое время был тренером Ли Ляньцзе, то есть Джета Ли.

Ещё один из учеников Мастера Чжу Хуайюаня – Мастер Сун Пэйгэ.

У нас недавно сменилось руководство нашего Общества, и его новым председателем выбран Мастер Сунь Исянь, сын Сунь Дэшаня, одного из учеников Ван Юнцюаня первого набора. А прежний председатель Общества, сын Ван Юнцюаня, Мастер Ван Чжунмин остается бессменным почетным председателем Общества.

Следующим я хочу представить Мастера Ян Жуйя, учитель которого Сунь Дэмин является учеником Ван Юнцюаня второго набора. Мастер Ян также избран постоянным заместителем председателя Общества.

Представляю Вам нашего гостя Мастера Чжан Цинчи, последнего личного ученика Мастера Чжу Хуайюаня. В новом руководстве Общества на него возложена контрольная функция, он отвечает за соблюдением Обществом всех формальностей.

Теперь Чжан Хайсун – в новом составе руководства Общества он перенял на себя мои обязанности и стал его секретарем. Он личный ученик Мастера Чень Тяньляна.

У нас сегодня в зале присутствуют более двадцати человек из России, из Белоруссии, приехавших в Китай изучать тайцзи-цюань и традиционную китайскую культуру.

У нас также три гостя из Вьетнама. Это господин Нгуен и две девушки: Нгуен и Хуан.

На ритуал пришли и мои друзья-соученики по школе Ши Мина из Парка Лилового Бамбука.

Сзади сидят наши гости из различных групп ветви Ван Юнцюаня.

На самом деле мы давно стали выходить на международную арену. Типичный представитель – наш американец Том. Том, встань и представься! Садись, пожалуйста! Интересно то, что он не только занимался у нас тайцзи-цюанем, но и женился на китаянке и остался жить и работать в Китае.

Иностранные ученики, принимающие сегодня участие в ритуале, не думайте, что вы пионеры! Мастер Чень Яотин два года назад уже принял в личные ученики двух россиян – Илья, Иван!.. Это два русских личных ученика Мастера Чень Яотина.

Выражаю огромную благодарность старшему поколению нашей ветви, руководству нашей ветви и Мастеру У Биню, директору Пекинского Исследовательского Института Ушу. Спасибо за то, что Вы поддержали наше мероприятие!

Дальше мы начинаем наше собрание. Приступаем к выступлениям наших почетных гостей, а затем перейдем уже непосредственно к самому ритуалу.

Сейчас нам окажет честь своим выступлением почетный председатель Общества, сын Ван Юнцюаня, мой дед по школе Мастер Ван Чжунмин.


Ван Чжунмин:

Сегодня мы все здесь собрались на торжественный Ритуал поклонения личных учеников Мастеру Виктору Сяо (другой перевод: «Ритуал приема в ученики Мастером Виктором Сяо»), носителю Традиции тайцзи-цюаня школы Ян в седьмом поколении, и её передачи по ветви Ван Юнцюаня в четвертом поколении. Это радостное событие как для самого Виктора и его личных учеников, так и для всей нашей ветви Ван Юнцюаня.

Выступление Ван Чжунмина

Я хочу поблагодарить директора У Биня, а также всех присутствующих гостей за руководящее участие в этом мероприятии. Пользуясь случаем, хочу лично поздравить Виктора Сяо и его личных учеников с тем, что они официально вливаются в живой поток передачи тайцзи-цюаня школы Ян-Вана.

И в прошлом, и в нынешнем году, я уже ознакомил китайских и иностранных учеников Виктора Сяо с историей, характерными особенностями и сутью тайцзи-цюаня нашей ветви Ян-Вана. В апреле этого года Виктор Сяо приобщил своих учеников к китайской культуре традиционного уважения к Учителю и его Пути, всего лишь за одну неделю он вместе с учениками выразил уважение и почтил память предков на могилах основателя ветви Ван Юнцюаня, а также его ученика Чжу Хуайюаня и его последователя Ши Мина.

Серьезный и торжественный настрой, с которым около сорока иностранных и китайских учеников совершили сей достойный поступок, несказанно тронул меня, а также, я думаю, растрогал и успокоил душу моего ушедшего отца Ван Юнцюаня: ведь его дело по распространению китайской традиционной культуры и передачи искусства янской школы тайцзи-цюаня уже вышло за пределы Китая и двинулось в путь по всему миру.

Вместе с тем я в течение нескольких лет был наставником Виктора Сяо и знакомил его с внутренним содержанием тайцзи-цюаня ветви Вана Школы Ян, а также неоднократно участвовал во встречах и техническом обмене с его учениками и последователями, во время которых я в полной мере убедился, что направление исследований Виктора Сяо выбрано верно, так же верны настрой и отношение к предмету у его учеников и последователей.

Такое почитание Учителей и уважение к их Пути, а также постоянный труд и добросовестное отношение к учебе, это та самая «Воинская добродетель – “У-ДЭ”», которой мы должны вечно придерживаться. Поэтому сегодня новым китайским и иностранным ученикам, принимаемым в ряды нашей ветви, я хочу особенно подчеркнуть, что главное – это Воинская добродетель (У-ДЭ), т.е. высокие моральные нормы и нравственные качества человека (что в Китае ещё называется как «В первую очередь важно стать правильным Человеком, и лишь во вторую – технические аспекты тайцзи-цюаня»). Боюсь, у меня не получится в нескольких словах объяснить такое глубокое и ёмкое понятие, как Воинская добродетель. Но в целом это: почитание Учителя и уважение к его Учению (Пути), сущностное самосовершенствование и саморазвитие, гармонизация общества, стремление к достижению вершин.

Почитание Учителя и его Пути – это почитание и уважение наших предков и их великого наследия. Необходимо почитать и ценить то, что передается тебе твоим учителем, и стараться унаследовать внутреннее содержание и суть достижений предков во всей полноте. Необходимо унаследовать и подвижнический дух наших предшественников, их трудолюбие в практике тайцзи-цюаня, понимание ими того, что тайцзи-цюань глубок, но не мистичен, и что к мастерству в нём приходят не путем пустых фантазий, а через усердные и даже тяжёлые тренировки.

Сущностное самосовершенствование и саморазвитие – это постоянная работа над собой, непрестанное повышение духовного полёта и расширение кругозора, налаживание взаимопонимания между Китаем и народами разных стран. Это значит не говорить плохого о людях, стараться учиться всему хорошему, что у них есть, должным образом выстраивать любые межличностные и общественные отношения, стремиться к общему сплочению и взаимопомощи, к совместному развитию.

Гармонизация общества – это сознательное перенесение принципа взаимопомощи инь-ян и распространение их гармонии на всё общество, на благо экологической среды и человеческого социума.

Стремление к достижению вершин может выражаться в решимости, уверенности и настойчивости на своем пути, в кропотливых опытах и исследованиях, в развитии особой чувствительности и особых навыков восприятия, в активных попытках найти и не дать исчезнуть, унаследовать и распространять все те мировые ценности, которые несут в себе тайцзи-цюань школы Ян и китайская традиционная культура.

Надеюсь, как сам Виктор Сяо, так и его ученики будут всегда помнить, что в первую очередь имеет значение У-ДЭ, и лишь за ним следует мастерство ушу.

Ещё раз поздравляю вас!

Спасибо за внимание!


Виктор Сяо:

Большое спасибо за наставления, дед! Я обязательно буду стараться своим примером вести своих учеников по пути, указанному Вами: «На первом месте человек, на втором – мастерство ушу». Большое Вам спасибо!

Далее нам окажет честь своим выступлением Мастер Чжу Чуньсюань, сын Мастера Чжу Хуайюаня, мой дядя по школе.


Чжу Чуньсюань:

В этот торжественный день, я хочу, в первую очередь, искренне и горячо поздравить Виктора Сяо с набором личных учеников!

Я сегодня очень взволнован, и почему?

Выступление Чжу Чуньсюаня

Все мы знаем, что в прошлом мы почти перестали общаться. А сегодня, вы все видите, мои старшие братья по школе господин Чжан Минсинь, господин Сун Пэйгэ, младшие братья по школе Чжан Цинчи, Ху Лицюнь, Чень Яотин... Все пришли сюда к тебе с горячими поздравлениями. Можно сказать, что они пришли не только со всей искренностью, но и с большим чувством благодарности. Мы можем сказать, что с сегодняшнего дня по-настоящему возродилась наша большая семья, гармоничная, сплоченная, со всей радостной атмосферой в ней.

Мы все знаем, что Учитель учителя Сяо – Ши Мин – был самым ранним учеником моего отца, и одним из самых старательных и одаренных. Мелкие, печальные недоразумения привели к тому, что Ши Мин покинул отца, общение между ними прекратилось на десятилетия. К сегодняшнему дню, гармоничные отношения в нашей большой семье наладились благодаря усилиям моего дяди по школе (Ван Чжунмина), благодаря усилиям Виктора Сяо и усилиям других людей.

Помню однажды, после того, как ученики отметили пятилетнюю годовщину после ухода Ши Мина, Виктор Сяо привел на мою площадку с десяток своих соучеников из Бамбукового парка. Мы встретились как старые знакомые, беседовали по душам. Это был, если можно так выразиться, первый поход ледокола Виктора Сяо, впервые пробивший многолетний лёд. Второй раз, вскоре после того, произошла встреча на дому у моего дяди по школе, у Ван Чжунмина, которую устроили Виктор и мой племянник по школе Чжан Гоцзянь. Встретились Сын Ван Юнцюаня, сын Чжу Хуайюаня, сын Ши Мина, и ещё... Я уже не буду перечислять. Мы уселись вместе, и договорились разделаться с прежними недоразумениями и предубеждениями, и положить всему новое начало.

С тех пор и началась активная деятельность господина Виктора Сяо. Им был внесён огромнейший вклад в дело сплочения нашей ветви, во спасение её наследия и её развития! После этого в Храме поклонения предкам (в Запретном городе) был проведен большой съезд ветви, посвященный «Памяти Учителя Ван Юнцюаня». Вслед за ним, под руководством старейшин ветви Ван Юнцюаня и при активной и энергичной деятельности Виктора Сяо, при поддержке многих людей, наконец, было создано «Общество по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня».

Здесь я хочу выразить особую благодарность старейшине У Биню – без содействия учителя У Биня нам очень трудно было бы зарегистрировать наше общество. Ещё раз большое спасибо Вам!

Конечно, нами было проведено ещё много мероприятий, но о них – в другой раз. А сегодня я хочу рассказать вот что. В этот раз Витя привёл около сорока учеников на могилу моего отца, чтобы почтить его память. После этого Виктор три раза отбил челом моему отцу. Первый раз: «я пришел Вас почтить»; второй раз, и я этим был взволнован до глубины души: «я прошу деда извинить своего учителя Ши Мина». Это меня очень тронуло. В третий раз Виктор доложил, что решил набрать личных учеников. Я думаю, душа моего отца там, на небе, обязательно одобрила всё это! И душа Ши Мина тоже непременно одобрила всё это!

В этом году как раз годовщина столетия со дня рождения моего отца. Я думаю, что набор личных учеников Виктором, гармония, созданная в нашей большой семье – это наилучшая память по моему отцу. С вашим вступлением в наши ряды, тайцзи-цюань стиля Ян, передающийся по ветви Ван Юнцюаня, по сути, двинулся в поход по миру. Надеюсь, вы будете ценить его, упорно изучать и распространять его. Чтобы в каждом уголке мира люди стали заниматься им.

Спасибо за внимание.

Ещё раз поздравляю Виктора и его учеников!


Виктор Сяо:

Я бесконечно благодарен старшему поколению ветви Ван Юнцюаня, деду Ван Чжунмину, дяде Чжу Чуньсюаню и всем дедам и дядям ветви. Они проявили широту своей души, показали большую дальновидность, выявили далеко идущие интересы и перспективы развития ветви Ван Юнцюаня, исходя из которых, спустя много лет, они исправили исторические недоразумения, и ради которых заново сплотили свои ряды. Поэтому я отбил челом перед могилой Учителя Ши Мина, отрапортовал ему об этих событиях.

Виктор Сяо перед могилой Ши Мина

Я ему сказал, «Учитель, мы вернулись в родословную наших предков, вернулись в свои ряды». Поэтому я еще раз благодарю все старшее поколение нашей ветви, всех соучеников и всех друзей. Спасибо!

Далее нам окажет честь своим выступлением личный ученик Мастера Ши Мина первого набора, мой старший брат по школе – Мастер Чжан Гоцзянь.


Чжан Гоцзянь:

Я отношусь к первому набору личных учеников Мастера Ши Мина, меня зовут Чжан Гоцзянь, мы с учителем Виктором Сяо братья по школе, а также члены и сотрудники Общества по исследованию тайцзи-цюаня ветви Ван Юнцюаня.

Выступление Чжан Гоцзяня

От имени всех соучеников школы Ши Мина я хочу выразить благодарность всему старшему поколению нашей ветви, директору У Биню и всем присутствующим китайским и иностранным гостям за то, что они стали участниками нынешнего мероприятия и свидетелями на Ритуале поклонения личных учеников Мастеру Виктору Сяо.

Виктор Сяо – личный ученик Мастера Ши Мина второго набора. Он у нас всегда отличался самым активным и живым умом. С его появлением на нашей площадке в Парке Лилового Бамбука из года в год происходило всё большее оживление, что в результате создало у нас живую творческую атмосферу. Сяо всегда прост и открыт в общении, он легко сблизился со всеми и влился в коллектив. В те годы он писал и публиковал статьи, делал звуко- и видеозаписи, фотографировал, и внёс огромный вклад в распространение информации о ветви Ван Юнцюаня школы Ян и о нашем Учителе, как в Китае, так и за его пределами. Для окружающих всегда были очевидны его уважение к Учителю и к его наставлениям, а также то рвение, с которым он отдавал себя изучению теории и практики тайцзи-цюаня.


Позднее он проявил инициативу в подготовке, организации и проведении большого съезда всей ветви, посвященного памяти её основоположника Учителя Ван Юнцюаня, а также провел большую подготовительную работу по созданию и официальной регистрации «Общества по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня».

15 апреля 2006 года вся ветвь провела День памяти Ван Юнцюаня


В течение нескольких лет работы первой руководящей группы Общества на Виктора легли тяжёлые обязанности Главного секретаря. С согласия Ван Чжунмина и всего старшего поколения ветви он был инициатором, способным организовать и провести ряд беспрецедентных, исключительно важных и интересных мероприятий. Он часто рассказывал мне о своей работе, и я видел и чувствовал, что ему совершенно чужды высокомерие и заносчивость, он не приписывал заслуги себе, напротив, он всегда старался уступить все почести другим. В целом, я считаю Виктора исключительно порядочным человеком.

Я полностью поддерживаю почин Мастеров Ван Чжунмина и Чжу Чуньсюаня, поддерживаю их и Виктора решение об официальном принятии Виктором личных учеников. От лица всех наших соучеников поздравляю его с этим радостным событием! А также поздравляю всех его личных учеников, участвующих сегодня в Ритуале поклонения своему мастеру!

Искренне надеюсь, что вы по достоинству оцените невероятно редкую возможность и уникальные обстоятельства, которые позволили вам встретить человека, всей душой преданного своему делу, являющегося истинным наследником традиции тайцзи-цюаня ветви Ван Юнцюаня школы Ян, одинаково хорошо владеющего русским и китайским языками, а также богатым педагогическим опытом и опытом преподавания практики и теории тайцзи-цюаня – одним словом, возможность встретить «понимающего учителя»! Надеюсь, что вы будете почитать Учителя и уважать его Путь, будете постоянно нарабатывать утончённую чувствительность и смекалку, не жалеть сил на изучение тайцзи-цюаня нашей школы, что вы сможете овладеть им своим умом, сердцем и телом, понять непреходящие ценности традиционной китайской культуры, включая тайцзи-цюань, с тем, чтобы распространить их по всему миру.

Желаю вам успеха!

Спасибо за внимание!


Виктор Сяо:

Спасибо, старший брат! Я уже не знаю, что сказать, каждое выступление волнует меня до глубины души. Опасаюсь, что я переволнуюсь и онемею.

А сейчас нам окажет честь своим выступлением председатель нашего Общества Мастер Сунь Исянь.



Сунь Исянь:

Мне нечего добавить – только что мой дядя по школе (Ван Чжунмин) и старший брат по школе (Чжу Чуньсюань) уже много проговорили про главное.

Выступление Сунь Исяня

Внутри ветви Ван Юнцюаня, передающей тайцзи-цюань стиля Ян, раньше было немало мелких конфликтов. Но сегодня мы, пользуясь такой платформой, все их по порядку рассеяли, и не будем переносить их в будущее. Сегодня здесь, я со всей серьёзностью поздравляю учителя Виктора Сяо! Результат сегодняшнего ритуала необыкновенно обрадовал нас всех. От всей души поздравляю тебя!

С сегодняшнего дня наше «Общество по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня» должно будет активно работать по всем пунктам общего замысла. Я поддерживаю такие мероприятия, и надеюсь, что таких мероприятий будет все больше и больше – этим я выражаю свою позицию.

И под конец, я еще раз поздравляю тебя с успешно проведенным Ритуалом поклонения Мастеру (тебе)!


Виктор Сяо:

Ян Жуй?.. Мы думали, что он (Сунь Исянь) откажется выступать, но он не отказался. Поэтому его заместитель уже не будет выступать. Мы предполагали, что Мастер Сунь не будет выступать перед открытой аудиторией, поэтому планировали выступление Ян Жуйя. Но на проверку оказалось, что Мастер Сунь очень трогательно, очень лаконично выразил самое важное, самое основное. Огромное спасибо, Мастер Сунь!

Я приглашаю нашего благодетеля Мастера У Биня, директора Пекинского Института Ушу, заместителя председателя Ассоциации Ушу города Пекина – он также окажет нам честь своим выступлением. Он ещё со времен Парка Лилового Бамбука горячо поддерживал нас с Мастером Ши Мином. Позже он также горячо поддержал всё, что было связано с ветвью Ван Юнцюаня, включая наши съезды, регистрацию нашего Общества, и все мероприятия.


У Бинь:

Уважаемый учитель Ван (Чжунмин), уважаемые учителя и мастера, уважаемые верные друзья тайцзи-цюаня!

Сегодня я с огромной радостью принимаю участие в Ритуале поклонения личных учеников учителю Виктору Сяо, наследнику традиции тайцзи-цюаня стиля Ян, передаваемого ветвью Ван Юнцюаня.

Выступление У Биня

Только что выступающие в своих речах затронули и меня, поэтому и я выскажу свои позиции.

В то время (шесть лет назад) вы захотели создать общество по исследованию наследия Ван Юнцюаня, всю жизнь преподававшего тайцзи-цюань стиля Ян. Почему наш Пекинский Институт Ушу и Пекинская ассоциация ушу поддержали и зарегистрировали такое общество? Именно потому, что эта ветвь истинна.

В чём она истинна? Это слово очень важно – истинна.

Во-первых, линия передачи очень ясная. Начиная с предка Ян Лучаня и до вас, линия передачи истинна.

Во-вторых, все вы, все мастера, вышедшие по этой ветви, придерживаетесь правила, что в первую очередь важно быть правильным человеком, все вы замечательные люди, и все у себя на работе служите примером для других. А ещё – все очень верны тому стилю, которым занимаетесь, т.е. тайцзи-цюаню школы Ян.

В-третьих, и это самый важный пункт, по которому мы разрешили регистрацию: это ваша сплочённость.

Именно в силу такой вашей внутренней среды, обе наши инстанции и решили поддержать вас, и принять в нашу ассоциацию.

Что касается Виктора Сяо, то он уж очень достойный и выделяющийся мастер-учитель в вашей ветви, отличающийся как боевыми, так и гуманитарными качествами. Ну как тут не благословить его на такой ритуал?

А теперь пару слов обо мне самом. Я – тренер по чанцюаню. Т.е. по школе, в которой собраны такие виды единоборств, как ча, хуа, пао, хун, фань. Тренерский стаж у меня – больше 40 лет. Среди китайских тренеров по чанцюаню, если перечислить всех (моего возраста, да и помоложе), у меня физическое здоровье точно лучше, чем у них, да и духом я крепче их. Я до сих пор могу скакать и прыгать, а причина в том, что я позже тоже пристрастился к тайцзи-цюаню.

С тайцзи-цюанем я познакомился довольно рано, ибо я окончил факультет по ушу при Пекинском институте физкультуры и спорта, где невозможно было не соприкоснуться с тайцзи-цюанем. Но так как по работе я был занят воспитанием молодых спортсменов, то, конечно не мог посвящать много времени тайцзи-цюаню. Потом меня направили на работу в Пекинскую Ассоциацию Ушу, и там по работе мне приходилось общаться с большим количеством мастеров по тайцзи-цюаню, причём самых разных стилей, школ и направлений. Такие контакты дали мне осознать, что венцом развития китайского ушу неизбежно оказывается медленный переход от чанцюаня к тайцзи-цюаню.

Подводя итоги своему опыту, я могу сказать, что чанцюань – это спортивное ушу для молодёжи. Но и тайцзи-цюанем, если он нравится молодым, они тоже могут заниматься. Иногда, если им увлекаются родители, они вовлекают в занятия им и своих детишек. Тайцзи-цюань подходит и молодёжи, хотя пользуется большей симпатией у людей среднего и пожилого возраста. Пекин уже проводил шесть сверхмасштабных выступлений с тайцзи-цюанем (дословно – по 10 тысяч человек). А это значит, что среди китайских ушуистов, наибольшее количество опять-таки занимается тайцзи-цюанем.

Но я хочу предупредить твоих (Виктора Сяо) учеников, собирающихся сегодня пройти ритуал байши: несмотря на огромное количество любителей тайцзи-цюаня, успеха в нем достигнуть очень нелегко.

Я преподавал чанцюань несколько десятков лет, но знакомство с тайцзи-цюанем дало мне понять, что им овладеть труднее всего. Я смело могу утверждать, что сейчас комплексом из 24 комбинированных приемов занимается очень много людей. Госпрограммой были созданы комплексы из 24, 44, 48, 88 и т.д. движений; спортивные комплексы для конкурсов стилей Ян, У, Сунь, Чень и т.д. – много разных комплексов. Но мне кажется, эти виды комплексов делают упор лишь на внешнее исполнение! И это нормально – не смейтесь. Почему нормально? Потому что они рассчитаны на ширпотреб, на популяризацию, а всё, что таково, конечно, обще и поверхностно. А вот для того, чтобы действительно выучить тайцзи-цюань, необходимо овладеть его внутренним содержанием. Тут необходимо научиться правильно сочетать внимание и потоки ци с нашими телесными движениями – я, например, до сих пор ещё не научился этому.

Все тут меня хвалили, что я, мол, учитель Джета Ли. Да ведь и не только его: стал известным ещё один артист, сыгравший главную роль в трёх сериях о Е Вэне – Чжень Цзыдань – тоже мой ученик. Да нечему тут аплодировать! Мне их было нетрудно всему научить. А так, был бы образ, внешние данные, будь послушен режиссёру, вот и всё. А вот в тайцзи-цюане так просто не пройдет.

Наш Китайский Исследовательский Институт по Ушу был создан в 1986 году. Когда штат института чуть увеличился, мы перебрались в Столичный спортивный зал, напротив Бамбукового парка. Тогда я и узнал, что в том парке было много мастеров ушу разных школ, а также и тайцзи-цюань разных стилей. Особенно выделялся Ши Мин, они там толкались, занимались, стояли в стойках, в контакте с ними прошло шесть лет. Потом наш институт перебрался в Олимпийский центр, но я всё равно часто утром ходил в тот же парк. А там в любую погоду учителя стояли в стойках, и я вместе с ними, но как не стоял, у меня ничего не получилось...

У Бинь в Бамбуковом парке (1987-1988 гг.)

Поэтому я предупреждаю вас, учеников: будьте послушны, прислушивайтесь к требованиям, предъявляемым мастером, не мечтайте о быстрых успехах, да ещё по своим убеждениям. Как изучается предмет: это дело непростое, на каждый шаг там есть своя ступенька. Я, вот хотел побыстрее. Думал, мол, я тренер с многолетним стажем, подумаешь – тайцзи-цюань! Да вот от стремления к быстрому успеху-то и возникают проблемы! Но и опасаться вам излишне тоже не стоит. Следуя за Мастером Сяо, вы обязательно добьётесь успеха. За спиной учителя Сяо – вы видите, как много мастеров сидит в первом ряду – он в своём деле не одинок.

Напоследок пожелаем нам всем успешно провести этот Ритуал приема в личные ученики! На сегодняшнем мероприятии я получил возможность отметить память нашим предкам, увидеться с нашими учителями и мастерами. Желаю вам всем хорошего здоровья, и продолжайте делать свой вклад в дело тайцзи-цюаня.

Спасибо!


Виктор Сяо:

Так много потрясающих моментов! Так много трогательных слов! Мне кажется, что мы все осознали, что все мы – члены нашей ветви сверху донизу являемся единой ветвью. По нашей ветви, как кровь, текут единые соки. Отбросив всё лишнее – это самое важное. Мы так понимаем слово ПЕРЕДАЧА. И именно ради такой передачи мы устроили такое мероприятие.

А теперь наступает тот самый ответственный момент.


Ван Чжунмин:

Сейчас я объявляю Ритуал поклонения личных учеников Мастеру Виктору Сяо официально открытым.


Виктор Сяо:

В соответствии с инициативой сына Ван Юнцюаня, моего деда по школе Мастера Ван Чжунмина, он прежде всего хочет лично выразить почтение трём поколениям мастеров тайцзи-цюаня стиля Ян: Ян Лучаню, Ян Баньхоу, Ян Цзяньхоу, Ян Шаохоу и Ян Чэнфу, и их последователю – основателю ветви Вана – Ван Юнцюаню, почтительно поклониться им, дать отчёт и успокоить их дух сообщением о ритуале, который продолжает их дело.

Мастер Ван Чжунмин в сопровождении Чжу Чуньсюаня и молодого ученика кланяется портретам предков


А теперь мы просим всех потомков-учеников этой ветви встать и поклониться нашим предкам. Встаем! Первый поклон. Второй поклон. Третий поклон. [Все встают, кланяются.]

Поклон потомков и учеников ветви Вана

Спасибо большое. Присаживайтесь!

Только что мы отдали честь предкам. А теперь для ритуала моих личных учеников мы добавим ещё портреты моего деда по школе Чжу Хуайюаня, моего учителя Мастера Ши Мина и учеников Ван Юнцюаня обоих наборов.

К фотографиям генеалогии школы добавлены фотографии двух наборов личных учеников
Ван Юнцюаня
, фотография Мастера Чжу Хуайюаня и Мастера Ши Мина.


Теперь просим наших адептов с двух сторон выйти вперед. [Адепты выходят вперед]

В благодарность за то, что все гости почтили нас своим присутствием, поддержкой и свидетельством, мы вместе с учениками выражаем им почтение.

Это наши новые адепты. Среди них много иностранцев. У нас тут ученики шести национальностей. Они выстроились в соответствии с возрастом, по старшинству справа-налево. Самому старшему из них 55 лет. Самому младшему, вон тому – 21 год. Сейчас каждый из них по этому порядку кратко представится всем...


Виктор Сяо:

Перед следующей частью церемонии – всё самое главное я думаю, уже было сказано – мне хотелось бы поделиться с вами лишь небольшой долей ощущений. Великий путь – он бесформенный, и сила-цзинь тайцзи также бесформенна. Есть вещи, которые для нас видимы, а есть вещи нами невидимые. Но зачастую невидимые важнее видимых. Например: дух, внимание, ци в тайцзи-цюане – они невидимы. Но они составляют квинтэссенцию и суть тайцзи-цюаня. Это то, чему учит нас основоположник нашей ветви Ван Юнцюань. Он говорил, что тайцзи-цюань это движение духа, внимания, ци, а значит, невидимое движение. Точно так же те плоды традиционной китайской культуры, с которыми мы соприкасаемся, которые переданы нам античными предками: в них формально видимое очень ограничено, а самое глубокое – это бесформенное невидимое, оно самое сильное, самое богатое, самое ценное. Чувство благодарности – это тоже невидимая сила. Если я начну выражать благодарность за добро каждому, кто его мне оказал, тогда наше сегодняшнее собрание никогда не закончится.

Короче, мне хотелось бы поблагодарить своих родителей и братьев, особенно мою ушедшую маму и моего младшего брата Эрика Сяо, они на протяжении многих лет постоянно поддерживали меня в этой деятельности. Мама говорила мне: «Не иди зарабатывать деньги. То, чем ты занимаешься – самое ценное». Раз не шёл зарабатывать, значит и денег не было. Здесь многолетнюю помощь мне оказывал мой младший брат. Поэтому я в первую очередь благодарю их.

Затем мне хотелось бы, конечно же, принести благодарность своему учителю Ши Мину. Если бы я не встретил его, я бы до сих пор не понял что такое тайцзи-цюань. Ибо лишь через него, через первый контакт с ним, мне удалось почувствовать, что, оказывается, существует такое чудо! Отличие от того паркового стиля тайцзи-цюаня, которым я упорно занимался на протяжении двадцати с лишним лет, оказалось неимоверно большим!

Затем у меня появилась возможность познакомиться с соучениками Ши Мина и его дядями. Мне бы очень хотелось от всего сердца поблагодарить деда по школе Ван Чжунмина, который на протяжении последних шести лет руководил моими занятиями по-настоящему, бескорыстно, со всей душой. Он помогал мне понять настоящее наследие тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня, его соль и суть.

Я выражаю благодарность всему старшему поколению и соученикам из Общества Ван Юнцюаня, с которыми я выходил хоть один раз на контакт. Сюда входит учитель Лю Цзиньинь, который часто читал нам лекции, учитель Чжу Чуньсюань, который при каждой встрече обязательно что-то объяснял и показывал. Учителя Чень Тяньлян, Сунь Исянь, Ян Жуй, Ма Цзиньган... все, кто выходил со мной на контакт – я не всех смогу сейчас перечислить.

Общество по исследованию наследия тайцзи-цюаня Ван Юнцюаня

Поверьте мне, я помню каждый контакт, помню любое ощущение на этих контактах. Я придаю им огромное значение. То есть любой контакт, пусть он был один раз, я обязательно помню его, потому что он мне даёт огромную пищу. Раньше этого не бывало. Сейчас я помню любой контакт, пусть он был всего один раз.

В заключение я бы хотел сказать, что я благодарен всем поколениям наших предков, и всему старшему поколению ветви Вана за то, что они смогли донести богатство тайцзи-цюаня до меня и дали мне возможность через меня распространить это в мир. По моим понятиям здесь много метафизического, чисто физическое здесь не так важно. Спасибо за внимание!


Ван Чжунмин:

Сейчас Виктор Сяо окажет почтение семье Ян и предкам ветви Ван Юнцюаня стиля Ян и проведет ритуал воскурения благовоний.

Виктор Сяо:

Сейчас все китайские и иностранные ученики, проходящие байши, оказывают почтение предкам тайцзи-цюаня стиля Ян и воскуривают благовония.

Сейчас наши ученики хотят отдать почести присутствующему в зале старшему поколению ветви… Принесите, пожалуйста, одиннадцать стульев!

Деды и дяди школы, просим Вас выйти вперед!

А сейчас ученики, проходящие байши, окажут почести моим дядям и дедам ветви Ван Юнцюаня и подарят им сувениры.

Три поклона. Первый поклон! Второй поклон! Третий поклон!

Дарим сувениры.

Ученики, проходящие байши, оказывают почести старшему поколению и дарят сувениры


Просим всех учеников встать за рядом стульев. Сейчас мы сделаем фотографии вместе со старшим поколением.

Ученики, проходящие байши, со старшим поколением


Просим гостей вернуться на свои места.

Далее ученики совершают Ритуал поклонения Мастеру Виктору Сяо, сдают ему свои заявления о желании стать личными учениками. Затем Виктор Сяо выдает им свидетельства о принятии в личные ученики и дарит сувенир, чем и заканчивается ритуал.

Виктор Сяо и личные ученики

Теперь я и мои ученики, мы благодарим всех, кто сегодня в зале!

Ван Чжунмин:

Ритуал поклонения личных учеников представителю четвертого поколения ветви Ван Юнцюаня школы Ян Мастеру Виктору Сяо объявляется завершенным.

– – – – – – – –

Виктор Сяо:

Всем спасибо!

А теперь даём возможность всем, кто хочет сделать фотографию на память.

Вся молодежь хочет сфотографироваться со старшим поколением, но мы не хотим Вас утомлять пересаживанием. Вы не будете против, если Вы останетесь на своих местах, а молодые по группам будут подходить к Вам и садиться перед Вами для съемок? На это потребуется десять минут.

Кроме того, сегодня неплохая погода, поэтому потом мы все выйдем на улицу и сделаем общий снимок. А затем – все в банкетный зал на обед!

Фотографии разных групп

С личными учениками Ши Мина


С учениками Ши Мина


С последователями Ши Мина


Общий снимок



Данная статья опубликована с сокращениями. С полной версией статьи, содержащей также все фотографии в оригинальном размере, можно ознакомиться на сайте московской Студии Тайцзи Виктора Сяо: ссылка на полную статью.



Вернуться к списку статей

трава